Карта сайта
vk
Поиск по сайту
Принципы безопасности в автомногоборье
Принципы безопасности в автомногоборье

Принципы безопасности в автомногоборье

В связи с тем, что автомобиль является источником потенциальной опасности, допуск к самостоятельным тренировкам проводится через систему занятий на тренажере и систему контрольных занятий.

Первые 5-10 занятий по вождению проводятся на автотренажере, что позволяет сформировать основные навыки управления автомобилем, которые закрепляются на уровне подсознания, приблизить условия обучения к реальным, не создавая при этом сопутствующую реальным условиям опасность.

В первый год обучения ставится задача овладеть навыками управления автомобилем, изучить основные положения ПДД. В конце первого года обучения проводится первый этап практического экзамена по "Методике проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами" (1 этап практического вождения на автодроме; методика ГИБДД адаптирована к условиям школы). Этап проводится с целью проверки у обучающихся навыков управления легковым автомобилем и определения возможности допуска к спортивным тренировкам на трассах автомногоборья.

В конце второго года обучения проводится второй этап практического экзамена: классическое скоростное маневрирование и нестандартное скоростное маневрирование, организуемых и проводимых в соответствии с "Правилами проведения соревнований по автомобильному многоборью" утвержденных Советом РАФ. Этап проводится с целью проверки у обучающихся навыков управления автомобилем в условиях спортивной трассы и определения возможности допуска к соревнованиям по автомногоборью.

Учебный автомобиль имеет двойное управление. Тренер-преподаватель на этапе начальной подготовки находится в кабине автомобиля. В конце третьего года обучения и далее, при высоких навыках вождения, занимающийся может допускаться к самостоятельному прохождению трассы (без тренера-преподавателя в кабине) во время соревнований.

Принципы безопасности в картинге

Первое практическое занятие (первоначальное обучение езде на карте) необходимо проводить с вывешенными задними колесами, как на тренажере. Тем самым формируется умение работать с педалями и рычагами управления картом. Изучение тем и отработка упражнений по спортивному вождению карта проводится после прохождения тем раздела 3.1.5. "Вождение" и сдачи практического зачета по данному разделу. В первый год обучения на трассе находится только один карт. Скорость прохождения трассы увеличивается по мере приобретения навыков вождения. Упражнения, включающие обгон, тактику борьбы на трассе  изучаются не раньше третьего года обучения и только при достижении учащимся устойчивых навыков вождения.

Трасса ограждена картблоками.

Поверхность трассы картодрома асфальтирована. Бетон не применяется из-за недопустимых неровностей, вызванных так называемыми температурными швами, необходимыми по технологии укладки бетона. Кроме того, на бетоне чрезвычайно быстро изнашивается протектор шин, что совершенно неприемлемо при высокой стоимости покрышек.

Поверхность трассы плоская, обеспечивающая сток воды.

Трасса на прямых участках может не огораживаться. Поверхность трассы находится на том же уровне, что и поверхность газона вне трассы. Поэтому неожиданный сход с дорожки абсолютно не связан с риском повредить карт. Обычно края трассы размечают непрерывной белой линией.

На "быстрых" виража спортсмены очень редко выезжают колесами на внутреннюю обочину. А на виражах с малым радиусом, "медленных", практически все "срезают" поворот. Колеса картов выбрасывают при этом на трассу песок и камни. Из-за песка на асфальте резко снижается коэффициент сцепления колес с поверхностью, что приводит к возникновению опасности на виражах. Это особенно заметно в дождь, когда пыль превращается в грязь, на которой управление картом практически невозможно. Чтобы избежать возникновения таких ситуаций, трасс имеет ограждение картблоками, выезд на обюочину исключен.

Съезд с трассы располагается так, чтобы спортсменам не приходилось резко снижать скорость и совершать сложные маневры.

На открытых участках трассы (с обеих сторон) должна быть зона безопасности шириной не менее 10 м. Учащиеся и зрители должны быть удалены от трассы далее 10м. Если условия не позволяют выделить такую полосу, на трассе должны быть защитные средства, обеспечивающие безопасность зрителей. Защитные средства должны быть достаточно легкими, чтобы удар карта в них не представлял опасности для водителя (картблоки, пенопласт и др.). Защитные средства на виражах должны быть более мощными.

Несмотря на эти защитные средства, зрители должны находиться на отведенных для них местах, отделенных от трассы надежным ограждением. Ограждение должно находиться не ближе 6м от края трассы.
Принципы безопасности в картинге
Принципы безопасности в картинге
Принципы безопасности в мотоспорте
Принципы безопасности в мотоспорте

Принципы безопасности в мотокроссе

При организации тренировок, тренировочных сборов и соревнований тренер-преподаватель должен уметь:

1.    Выявлять неисправности спортивных объектов и инвентаря, а, следовательно, должен знать их устройство и правила эксплуатации.
2.    Своевременно выявлять угрозы и степень опасности внешних и внутренних факторов и организовывать безопасное пространство для занимающихся, оперативно реагировать на нештатные ситуации и применять верные алгоритмы действий для устранения или снижения опасности.

Одним из принципиальных, структурообразующих компонентов тренировочной деятельности в автомобильном спорте является концепция безопасности движения (предложенная Э.С. Цыганковым), в которой используется классификация ситуационных зон дорожного движения или "зон безопасности".

Зона относительной безопасности относится к ситуациям со стабильно благоприятными условиями по всем компонентам системы "М-М-Д-С" (МОТОЦИКЛИСТ - МОТОЦИКЛ - ДОРОГА - СИТУАЦИЯ: состояние мотоциклиста, характеристика дорожного покрытия и трассы, техническое состояние мотоцикла, режим движения в рамках ПДД, ненагруженный поток, освещенность, отсутствие внешних помех и др.). Соответственно этому для управления мотоциклом в нормальных условиях могут и должны применяться стандартные приемы управления, на освоении которых построена нормативная система обучения мотоциклистов.

Зона риска относится к ситуациям со сложными условиями движения, требует от мотоциклиста повышенного внимания, готовности к применению опережающих, компенсаторных действий, строго дозированных по времени и условиям в связи с превышением оптимального скоростного режима движения, сокращением дистанций и интервалов, ограничением и ухудшением обзора, снижением коэффициента сцепления, нарушением ПДД, появлением неисправностей в системах мотоцикла, снижением работоспособности мотоциклиста, ухудшением метеоусловий.

Зона критических условий включает в себя экстремальные ситуации движения (потеря устойчивости и управляемости мотоцикла, отказ или повреждение систем мотоцикла, острый лимит времени и дистанции, возникновение стресса и потеря работоспособности из-за болезни или алкогольного опьянения и др.). Выход из экстремальных ситуаций требует применения (и соответственно освоения) нестандартных, вариативных, в том числе творчески конструируемых приемов или цепей действий, экстренно выстраиваемых из ранее освоенных приемов применительно к возникшей ситуации. Действия такого рода требуют не только добротного освоения базовых приемов управления мотоциклом и приемов компенсаторного и опережающего типа, но и специальной тренировки на предмет экстренного конструирования вариативных ситуационных действий.

Аварийная зона связана с катастрофическими ситуациями, характеризующимися потерей устойчивости и управляемости, вынужденным баллистическим движением мотоцикла при сопутствующем отказе или невозможности управления мотоциклом. Применительно к данным ситуациям мотоциклист должен осваивать экстраординарные приемы самостраховки, в том числе меры, по возможности смягчающие последствия ДТП.

Каждой зоне соответствует собственная система критериев выбора программных (тренировочных) компонентов подготовки. На основе анализа целей и задач тренировки, условий (состояние трассы, спортивной машины, покрытия и пр.), готовности спортсменов (наличие необходимых навыков, состояние спортсмена,), материального обеспечения тренер-преподаватель определяет: какой зоне будет соответствовать предстоящая  тренировка, организует безопасное пространство для занимающихся, применяет необходимые алгоритмы действий для устранения или снижения опасности.

Принципы безопасности в автокроссе

На этапе начальной подготовки в первый год обучения ставится задача овладеть навыками управления автомобилем, изучить ПДД.

В конце первого года обучения проводится первый этап практического экзамена по "Методике проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами" применяемой ГИБДД (1 этап практического вождения на автодроме). Этап проводится с целью проверки у занимающихся навыков управления легковым автомобилем и определения возможности допуска к спортивному вождению на трассах автокросса.

В конце второго года обучения проводится второй этап практического экзамена: проверка навыков управления автомобилем в условиях спортивной трассы и определения возможности допуска к внешкольным соревнованиям по автокроссу. Учебный автомобиль имеет двойное управление.

На этапе начальной подготовки тренер-преподаватель, в процессе тренировки (обучения), находится в кабине автомобиля. На последующих этапах подготовки (после прохождения экзамена на допуск к спортивному вождению автомобиля) тренер-преподаватель может не присутствовать в кабине автомобиля. На соревнованиях занимающийся проходит трассу самостоятельно. Результаты испытаний оформляются протоколом. Занимающиеся, сдавшие зачеты, допускаются к спортивным тренировкам на автомобиле, а по результатам внутренних соревнований - к региональным соревнованиям и соревнованиям более высокого уровня.

Занятия по вождению автомобиля проводятся на автотренажере (при наличии), автодроме (площадке для тренировок); вождение на дорогах и улицах города запрещено. При отработке упражнений по вождению предусматривается проведение контрольного осмотра автомобиля перед выездом и выполнение работ по ежедневному обслуживанию.

Обучение вождению проводится тренером-преподавателем индивидуально с каждым обучаемым в соответствии с графиком очередности обучения вождению (на автотренажере и автомобиле). Перед тренировочными занятиями обязательно проведение инструктажа занимающихся по охране труда. На занятии по практическому вождению тренер-преподаватель должен иметь: удостоверение водителя.
Принципы безопасности в автокроссе
Принципы безопасности в автокроссе

Контактная информация

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Спортивная школа по автомотоспорту"

624091, Свердловская область, Верхняя Пышма, ул. Чкалова, 89

Телефон: +7 (34368) 3-99-60, 3-99-59